| Прихожая | | Творчество | | Библиотека | | Пыльный архив | | Беседка для разговоров |

| Назад |

Эльфы в фэнтези.

Эльфы, они же остроухие, они же Перворожденные, они же Дивный народ, они же мудрейшие из живущих… Этот список можно продолжать очень долго, ведь каждый автор фэнтези, который упоминает в своих книгах об этой расе, дает им свое собственное название (или самоназвание) и добавляет к их уже известному облику что-то оригинальное…

Откуда же они пришли? Кто первым впустил их в мир фэнтези? Кто и что добавил в привычный образ представителей остроухой расы? Именно на эти вопросы я постараюсь ответить.

Эльфы и альвы, мифы и легенды.

Иллюстрация Ларри Элмура к циклу 'Dragonlance'. Чтобы понять, откуда взялись эльфы на страницах фэнтези-литературы, нужно, прежде всего, открыть древнескандинавские произведения. Если точнее - найти Старшую и Младшую Эдду, два сборника прозы и стихов, составленных исландскими сказителями-скальдами. В них излагаются легенды о богах и героях, об их происхождении, судьбе и деяниях. Именно там эльфы или альвы появляются впервые (по крайней мере, в литературе), и описываются как отдельный народ, точнее, как два народа, ведь там упоминаются два разных племени эльфов.
Первый тип - это "светлые" или "небесные" эльфы. Свое второе называние они получили из-за места жительства: живут они не в мире людей (Митгарде), но и не в мире богов (Асгарде), их мир находится где-то посередине и называется Альвхейм (то есть "родина эльфов"). Из-за этого встретить их в нашем мире достаточно сложно. По описанию они больше походя на те существ, которых сейчас в фэнтези принято отождествлять с эльфами: они красивы внешне и богаты внутренне, мудры и искусны во многих ремеслах. Больше всего на свете они любят красивые цветы, и иногда посыпают ими земли людей, тем самым даруя эту красоту смертным. Существа эти изначально добрые и справедливые, не способные склониться ко злу или к тьме. Среди них нет разделения на Темных и Светлых, Добрых и Злых - они все служат богам Асгарда и делают все для того, чтобы мир существовал и Рагнарек (легендарный конец света) наступил как можно позже.
Второй тип эльфов - это "темные" эльфы. Внешне и внутренне они совсем не похожи на "светлых" эльфов. Темная, бурая кожа, маленький рост, длинные бороды - их описание больше подходит не эльфам, а тем, кого в фэнтези принято называть гномами. Они очень жадны до своего и до чужого добра, сварливы и вспыльчивы, ценят дружбу, но редко ее заводят. Из искусств более всего любят и уважают обработку металлов, как обычных, так и драгоценных. В этом они добились совершенства о красоте их металлических изделий ходят легенды. Второе название темных эльфов - "глубинные". Его они получили из-за того, что живут в глубине земли и не могут выйти на поверхность днем, потому что свет солнца для них смертелен. Еще один исторический источник, который стоит упомянуть - древнекельтские и германские сборники мифов и легенд. В этих книгах также присутствует термин "эльф". В них он синонимичен таким понятиям, как fairy (фея, или житель волшебной страны фей) или spirit (дух). Из самих мифов мы узнаем, что эльфы живут в мире людей, чаще - в лесах, очень малы ростом (не больше пальца) и на спине у них есть пара небольших крылышек. В наше время их чаще называют "феями" или "хранителями (духами) леса", встретить их можно в современных мультипликационных фильмах (мультфильм "Дюймовочка" по Андерсену) и книгах. Про них ходят множество легенд, одна из которых обещает, что если их поймать, то они исполнят любое желание. Изначально они, как и "светлые" эльфы скандинавской мифологии, существа не злые, но в тоже время весело пошутить над заблудившимся в лесу человеком вполне могут.

Эльфы по-толкиновски.

Из скандинавской и кельтской мифологии в мир Арды эльфов (а также гномов, драконов, троллей) привел Дж.Р.Р.Толкин. Его мир стал одной из первых фэнтези-вселенных, в котором присутствовали элементы из различных мифов и легенд разных народов (скандинавские, кельтские, англосакские). Если говорить конкретно о фэнтезийных эльфах, то он первым полностью описал их внешний облик и внутренний мир.
Его эльфы, они же Перворожденные, они же Старшая раса, являются в мир после того, как боги (айнуры) создали мир и наполнили его жизнью. * После непродолжительного пребывания в этом новом мире боги, опасаясь дурного влияния темного Мелькора, всеми способами стараются переселить эльфов из места их рождения, так называемых "Вод Пробуждения", в обитель богов - Валинор, чудесный остров, находящийся далеко на Западе (аналогия с библейским Эдемом). На этом острове эльфов ждала безмятежная жизнь, полная радости и счастья.
Большинство эльфов вняли советам богов и через несколько десятилетий, проведенных в пути, они оказались на далеком острове. Этих эльфов принято называть Светлыми Эльфами, или Эльфами Света. Однако были и другие, которые не послушались совета богов и остались у "Вод Пробуждения", их называют авари, или "Темными эльфами". Но в данном случае слова "темный" и "светлый" используются не как синонимы "злой/добрый", а в своем прямом значении. В те времена во всем мире Арды царила тьма, и только в Валиноре - свет, именно поэтому тех эльфов, кто видел этот свет, называют Светлыми, а тех, кто остался во тьме, - Темными.
Внешность у толкиновских эльфов остается такая же, как и у их старших братьев из скандинавской мифологии. Они совершенны и ликом, и телом. Некрасивых эльфов не бывает, потому как они были созданы совершенными и без изъянов. Эльфийские глаза - большие, всегда чистых цветов, обычно серые и голубые (небесные), но не зеленые.
Еще одна особенность внешности - это их уши. В отличие от людских, они немного длиннее и заострены сверху, по форме напоминая лист. Черты лица, в отличие от человеческих черт, более утонченные. На лице эльфов не растут волосы - вы не встретите у Толкина фраз "у этого эльфа была шикарная борода" или "лицо эльфа покрывала трехдневная щетина". **
Описать общий характер толкиновских эльфов сложно, ведь это уже не "светлые эльфы" из скандинавских мифов, про которых мы могли сказать: "Все они добрые и справедливые". У каждого эльфа в мире Толкина свой неповторимый характер, и у этого характера есть не только светлые стороны. Из скверных качеств эльфов Толкин чаще отмечает зависть, ярость, озлобленность, чрезмерную гордыню. Причиной появления в эльфах, изначально - существах добрых и светлых, этих темных сторон является уже упомянутое дурное влияние Темного Бога - Мелькора, а позже его последователя Саурона. Если бы не было этих высших созданий, про эльфов Толкина можно было бы сказать то же самое, что и про "светлых эльфов" Скандинавии.
Эльфы Толкина очень тесно связаны с окружающим миром: пока он существует, будут существовать и они. Высказывание "умер своей смертью" не может быть применено к эльфу, потому что умереть без посторонней помощи он не может. Но даже если жизнь его прервется (например, эльф погибнет в битве), то по прошествии некоторого времени их фэа (душа) возвращается в мир в другом теле.
В истории Арды известно и несколько случаев добровольного ухода эльфов из жизни путем так называемого "вечного сна". Причина сна кроется в том, что душа эльфа устает жить в этом мире и жаждет покоя. Во время сна тело остается нетронутым, а организм продолжает функционировать (присутствуют пульс и дыхание), но в нем нет души, которая уходит в Чертоги Мандоса, где души находят покой и исцеление.

Иллюстрация Джона Хоува к 'Властелину колец'. По прошествии некоторого времени души по собственному желанию покидают чертоги и возрождаются в новых телах.
Более всего эльфы ценят красоту внешнюю и внутреннюю, в любой форме ее проявления, будь то красота соплеменника или изделия. Красота воспевается ими в песнях. Среди эльфов много бардов и поэтов, а профессия менестреля - одна из самых уважаемых в их обществе (одной из причин всеобщего уважения является то, что пение айнуров послужило толчком к возникновению вселенной).
Из-за того, что срок жизни эльфов не ограничен, они достигли совершенства во всех искусствах, уступая только гномам - в обработке металлов. В остальном они преуспели больше других народов. Среди наиболее часто упоминающихся достижений эльфийской культуры - скульптура, архитектура, кораблестроение, обработка драгоценных камней, разведка, военное дело. Говоря о последнем, отметим, что, вопреки бытующему мнению, эльфы не отдавали предпочтения какому-либо виду оружия, владея всеми видами одинаково хорошо.
Описание архитектуры и скульптур, созданных эльфами, мы часто встречаем на страницах книг Толкина: Гондолин, Нарготронд, Ривендейл, Лориэн. Общее в эти творениях только одно - совершенная красота. Также мы встречаем величественные корабли-лебеди, создаваемые одной из ветвей эльфов - телери. Весь сюжет книги "Сильмариллион" строится вокруг трех камней непередаваемой красоты, сделанных одним из эльфов.
Среди прочих умений эльфов есть и такое, что некоторые несведущие люди называют магией. На самом деле суть этого умения заключается в том, что эльфы могут общаться без слов, образами. Называется это искусство осанве, большинству не-эльфов оно не доступно, хотя случались и исключения.
Подводя черту под рассказом об эльфах мира Арды, приведем сжатое описание толкиновского эльфа. Он высок ростом, изящен, с утонченными чертами лица, большими глазами и остроконечными ушами. Он совершенен внешне и мудр внутренне, он живет вечно и вечно же стремится украсить мир своими творениями, из-за красоты которых нередко проявляет чрезмерную гордость или зависть. *** В то же время эльф не нарушает законов чести или приличия, если только ему не препятствует что-либо (например, клятва), что для него важнее всех законов, вместе взятых.
В дальнейшем эльфы Толкина стали своеобразным эталоном для многих авторов фэнтези, которые широко использовали древнюю расу в своих мирах. Часто эти эльфы почти ничем не отличаются от толкиновских прототипов, поэтому мы не станем подробно останавливаться на них. Но были и такие авторы, которые, описывая своих эльфов, напрямую обращались к реально существующим мифологическим источникам - к германским и кельтским легендам, попутно изменяя эльфийскую внешность и внутренний мир.


Комментарии:
* Айнуров можно назвать богами для упрощения, но устройство "небесной канцелярии" у Толкина сложнее, данная статья просто показывает основные тенденции необходимые для составления обобщённого образа Толкиновского эльфа, нюансов в Сильмариллионе очень много.
** На самом деле, встретите. Кирдана Корабела в окончании "Властелина Колец" Толкиен описывает как обладавшего длинной седой бородой. О форме эльфийских ушей Профессор лишь вскользь упоминает в одном из своих писем.
*** Фраза построена некорректно. Как можно из-за красоты своих творений испытывать зависть? К кому?
**** Касательно законов чести и приличия, то бишь некого морального кодекса, то, как говорится, в семье не без урода, и в любом обществе имеются исключеения, которые тоже описаны в Сильмариллионе. А в общем статья верно отражает облик эльфов Толкина.

Эльфы по-перумовски.

Ник Перумов является одновременно как продолжателем традиций мира Толкина (дилогия "Кольцо Тьмы"), так и создателем собственного мира, в котором многое взято из исторических первоисточников.
В его свободном продолжении "Властелина Колец" эльфы те же, что и у Профессора. Но к толкиновскому описанию он добавляет детали, которые профессор не затрагивал и не упоминал. В большинстве своем эти нововведения связаны с искусством ведения боя. На страницах перумовских книг мы встретим упоминание о том, что любимое оружие эльфов - лук, а любимая тактика боя - засады.
В своем же собственном мире, точнее - в системе миров, так называемом "Упорядоченном", Перумов обращается с эльфами гораздо более вольно. Несмотря на то, что часто они соответствуют описанию Толкина, в отдельных мирах перумовской вселенной появляются достаточно оригинальные подробности. Например, в книге "Земля без радости" он говорит о том, что после рождения ребенка эльфийка превращается в ужасное создание и спускается в некое сакральное место, дабы не пугать своим видом окружающих. * В книге "Алмазный меч, деревянный меч" Перумов представляет нам младшую ветвь эльфов - дану, или лесных эльфов, а в мире романа "Гибель богов" среди множества различных рас можно встретить и старших братьев эльфов - альвов (взятых напрямую и буквально из скандинавской мифологии). **


Комментарии:
* В книге "Земля без радости" превращение эльфийки, после того, как она родит определённое количество детей, в ужасное чудовище было следствием проклятья наложенного на эльфов проживающих в определённой части мира за определённые поступки. За какие именно Перумов упоминает мельком. ** В книге "Гибель Богов", насколько я понял, альвы не являлись старшими братьями эльфов. Всё было в точности до наоборот, к тому же Перумов, как мне кажется, намекал на искусственное происхождение альвоф и в ответственности за это самих эльфов.

Остроухие от Сапковского.

Еще один интересный взгляд на народ эльфов мы найдем в книгах Анджея Сапковского. У него эльфы, как и у Толкина, - первая раса, поселившаяся на земле. Дни их расцвета и величия сравниваются с "золотым веком". Но в какой-то момент в этот мир пришли люди. Эльфы с высоты своего развития смотрели на людей как на дикарей, не признавали в них младших братьев и, понятное дело, ни в чем им не помогали. Люди плодились намного быстрее эльфов, а потому очень быстро обрели власть и прогнали заносчивую и гордую расу с плодородных земель.
В своем мире Сапковский показывает эльфов как тупиковую ветвь, влачащую жалкое существование и постепенно вымирающую. Большинство из них живет в бедности и нищете, но даже в таких условиях они гордятся своим происхождением и презирают смертных людей.
Среди эльфов Сапковского можно выделить две группы. Первая группа - это эльфы, которые смирились с людским превосходством и живут в человеческом обществе, стараясь влиться в него. Вторая - эльфы, которые так и не признали господства людей и своего поражения. Они продолжают с презрением относиться ко всему человеческому, отвергают компромиссы, а конфликт для них - единственный способ решения проблем. Обе эти группы независимо от своих действий постепенно вымирают или смешиваются с человечеством.
Эльфов Сапковского я бы назвал "жалкими эльфами", потому что они растеряли красоту и былое величие, сохранив лишь гордость, присущую им изначально. Сапковский увидел в социальной модели эльфийского народа, впервые предложенной Толкином, медленную деградацию, неспособность к переменам и порочную верность традициям. Именно эти черты он подчеркнул в общественной структуре эльфов собственного фэнтези-мира.
Биологическое описание эльфийского народа, сделанное Сапковским, существенно отличается от толкиновских аналогов. Одно из главных различий - это срок жизни. Эльфы этого мира живут не вечно, а всего 600-700 лет, в связи с этим эльфы Сапковского знакомы с такой стадией жизни, как старость. Их кожа бледная, эльф не может загореть на солнце; хотя, возможно, загоревших эльфов не было и в мире Толкина, просто он забыл об этом упомянуть. У Сапковского нередки эльфы с глазами ярко-зеленого цвета, каких у Толкина не было. Сапковский сознательно не проводит яркой границы между добром и злом, а потому и по своему характеру эльфы не так односторонни, как толкиновские.


Комментарии:
Читал у Сапковского всего пару книг, посему знаний об эльфах Сапковского достаточно только для того чтобы подтвердить правильность мысли автора статьи, однако замечу что у Толкина эльфы являлись хранителями первозданности мира, оттуда и верность традициям и как следствие неспособность приспосабливаться к изменениям в мире. Когда в мире Толкина начали набирать силу серьёзные изменения эльфы стали покидать свои земли в Средиземье и уплывать в Валинор. На мой взгляд, это происходило именно потому, что их сил более не хватало, чтобы поддерживать мир неизменным, да и он уже не нуждался в этом, потому эльфам следовало уйти, уплыть в Валинор. Сапковский же рассмотрел эту проблему, не давая эльфам возможной ниши, что с его стороны жестоко, но приближено к реальной жизни, в то время как Толкин создавал мифический эпос (сказочный).

От себя хочу добавить эльфов Андрэ Нортон.

В "Эльфийской Дилогии" этой писательницы эльфы это златовласые, бледные, с утончёнными чертами лица, обязательно зелёными глазами существа, которые никогда не болеют и владеют магией. Они способны создавать иллюзии и работать с реальностью: создавать волшебные предметы и просто красивые изделия, например, новый вид цветов или драгоценные ожерелья. Так же они могут управлять погодой. В мире людей они пришельцы, пришедшие из другого жестокого мира населённого волшебными монстрами, где каждый день приходится бороться за своё существование со своими жестокими собратьями и иными врагами, в том мире, если ты недостаточно силён в магии, ты умрёшь. Один момент связанный с магическим даром: дети могут сравняться в силе с самым слабым родителем, но никогда не превзойдут его. Таким образом становится понятным, что жён эльфы стремятся выбрать из наиболее знатных семей, обладающих сильным магическим даром, чтобы их наследники обладали достаточной силой и не пали жертвой своих соседей или хитроумных интриг. Если магический дар эльфа слаб, то он будет отличаться от раба только отсутствием ошейника на шее. Придя в мир людей, эльфы поработили их силой своей магии, и жестоко расправляются с непокорными. В их обществе царит жёсткий патриархат и женщины эльфов не редко оказываются на положении подобном рабскому. Дети у эльфов рождаются очень редко, и потому своих женщин, эльфы стараются оберечь от любых проявлений внешнего мира фактически запирая их в будуарах и не давая возможности для самореализации. Эльфы мужчины хорошо владеют сильной магией, способной разносить в пыль скалы, но слабы в магии бытовой (порой более полезной): высушить одежду, изменить форму цветка. Этим занимаются эльфийки.
Эльфы Андрэ Нортон жестокие, обуянные гордыней и жаждой власти, утончённые и смертельные. Они господа жизни и в их обществе царит закон сильного.

Очень много интересного по разным мифологическим существам можно обнаружить на сайте Мифологической энциклопедии.
Там и об эльфах очень хорошо написано. Однако статья выше рассматривает то, что на этом сайте не затрагивается, а именно различное представление эльфов авторами фэнтези.

Hosted by uCoz